Алексей Васильевич Данилов, гвардии лейтенант, командир звена 161-го гвардейского бомбардировочного авиационного Черкасского ордена Богдана Хмельницкого полка, родился 1 июня 1923 года в с.Вязовый Враг Екатериновского района в семье крестьянина. Ещё до призыва в армию вместе с родителями переехал в Истринский район, проживал в посёлке "Истринская ферма". Русский, член КПСС с 1943 года. В 1936-39 годах учился в Московском речном техникуме и после его окончания и аэроклуба Кировского района г.Москвы в 1939 году добровольно поступил в Пермское авиационного училище. С1939-1941гг.-курсант Пермского (с1940-Молотовского) авиационного училища. В 1941 году окончил Кировобадскую военную авиационную школу. С августа 1942 года до Победы над Германией в Великой Отечественной войне сражался с немецко-фашистскими захватчиками в составе 1-го бомбардировочного авиационного корпуса и 2-й воздушной армии на Западном, Центральном, Калининском, Северо-Западном; Волховском, Воронежском, Степном, 2 и 1-м Украинских фронтах. Принимал участие в боях под Ржевом, Великими Луками, Демянском, в прорыве блокады Ленинграда, Курской битвы, освобождении Украины, Румынии, Польши, Чехословакии, разгроме врага на территории Германии. Бомбардировщик - пикировщик "Пе-2" был послушным ему в управлении. Как правило, Данилову чаше сопутствовали удачи в выполнении боевых заданий. Но это не только потому, что ему везло. Главное тут в другом: Данилов отлично знал свою машину, мастерски владел техникой пилотирования, безукоризненно умел использовать боевые качества пикировщика и в воздушных боях, и в зоне зенитного огня противника. И конечно, важную роль играли личная отвага, смелость, мужество и высокая выучка пилота.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№7883) Алексею Васильевичу Данилову присвоено 27 июня 1945 года за 179 успешных боевых вылетов, из них 82 с пикированием, 27 на бомбардировщике Пе-2, нанесение большого урона противнику, выполнение ряда важных заданий по воздушной разведке и проявленные при этом доблесть и мужество.
Немецко-фашистское командование подтягивало из глубокого тыла все новые и новые резервы и с ходу бросало их в бой против советских частей, захвативших плацдармы на западном берегу Днепра. Гвардии лейтенант Данилов в те дни летал только на боевую разведку. Командование поставило перед ним задачу следить за сосредоточением и передвижением противника. И он ежедневно летал за линию фронта, подвергаясь смертельной опасности быть сбитым вражескими истребителями, постоянно патрулировавшими над районами скопления немецких войск. Утром 27 сентября 1943 года Данилов вылетел на обычное задание – установить наличие резервов противника в районе Пятихатки и определить пути передвижения их к линии фронта. Подняв в воздух свой двухмоторный Пе-2, летчик набрал высоту 5000 метров и через полчаса вышел в назначенный район. Железнодорожный узел Пятихатки был забит воинскими эшелонами. Данилов насчитал их четырнадцать и немедленно сообщил об этом по радио на командный пункт. В это время на Пе-2 напали два истребителя «фоке-вульф-190». Данилов принял бой, огнем из пушек и пулеметов отразил три атаки противника и ушел от преследования. Однако данные о скоплении вражеских эшелонов надо было подтвердить фотографированием. Несмотря на опасность новой встречи с истребителями, Данилов пошел на второй заход. На этот раз разведчика атаковали два «мессер-шмид та». Под сильным обстрелом, отбиваясь от наседавших истребителей, Данилов сфотографировал район станции и лег на обратный курс. «Мессеры» преследовали, и экипаж Данилова мужественно вел борьбу с врагом. Однако вскоре пушечной очередью был убит штурман, младший лейтенант Матвеев, пробит бензопровод. Самолет загорелся. Пламя обжигало лицо и руки летчика. Данилов по радио еще раз доложил обстановку в штаб и продолжал вести бомбардировщик на свою территорию, умело уклоняясь от повторных атак немецких истребителей. Впереди блеснула лента Днепра. В это время самолет потерял управление и стал падать. Данилов и стрелок – радист старший сержант Баранов покинули самолет. Сильным ветром Баранова отнесло на берег, занятый противником. Данилов позже раскрыл парашют, и это спасло его: он приземлился на нейтральной полосе, на острове посередине Днепра. Вечером его спасли на лодке наши разведчики.
Войну окончил в звании гвардии лейтенанта, в должности командира звена 161-го гвардейского бомбардировочного авиационного Черкасского ордена Багдана Хмельницкого полка 8-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии 6-го гвардейского авиационного бомбардировочного авиационного корпуса, 2-йвоздушной армии, 1-го Украинского фронта.
В послевоенные годы А.В.Данилов окончил Краснознаменную военно-воздушную академию и до 1956 года служил в армии. Майор в отставке, жил в г.Дедовске Московской области.Умер 11 декабря 1985 года.
Государственные награды: медаль "Золотая Звезда" (№ 7883), ордена Ленина, Красного Знамени (два - 1944, 1945), Отечественной войны I степени (три - 1943, 1943, 1985), медали (в т. ч. "За боевые заслуги" (1951), "За взятие Берлина" (1945), "За освобождение Праги" (1945)). Иностранные награды: медаль "За храбрость" (Чехословакия).
За боевые отличия и безупречную службу в Советской Армии награжден двумя орденами Красного Знамени (1944, 1945), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (1943 – 2 и 1 в 1985), медалями «За боевые заслуги» (1951), «За взятие Берлина», «За освобождение Праги» и тремя другими медалями, а также чехословацкой медалью «За храбрость».
Литература:
РумянцевН.М. « Люди легендарного подвига», Саратов. 1968.
Герои Советского Союза: краткий биографический словарь. Т1. М.: Воениздат. 1987.
Герои Советского Союза и кавалеры ордена Славы трех степеней Истринского района. Истра 2002.
Григорий Антонович Заварин, майор, флаг-штурман 51-го минно-торпедного полка, родился в 24 ноября1904 году в с.Сластуха Екатериновского района в семье крестьянина. Русский, член КПСС с 1929 года. В 1925 году был призван в Красную Армию и служил в ней 19 лет – до дня своей гибели. Окончил пехотную школу и Оренбуогскую школу летчиков-наблюдателей. Служил штурманом, флаг-штурманом 4-го авиационного полка Тихоокеанского флота. В годы Великой Отечественной войны, с ее первого дня, сражался с немецко-фашистскими захватчиками в составе военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота в качестве штурмана 10-й авиационной бригады( ВВС Балтийского флота). Авиационная бригада, взаимодействуя с частями противовоздушной обороны, прикрывала г. Таллин, п-ов анко и корабли флота от авиации врага, защищала подступы к Ленинграду. За боевые отличия был награжден орденом Красного Знамени (1944) и медалью «За оборону Ленинграда».
Звание Героя Советского Союза Григорию Антоновичу Заварину присвоено 6 марта 1945 года посмертно за 27 боевых вылетов на самолете – торпедоносце и потопление 5 транспортов и 3 боевых кораблей противника.
Заварин отлично владел специальностью штурмана морской авиации. Он всегда точно выводил самолет на цель, без промаха поражал противника. Наиболее значительные операции торпедоносцев, проведенные с участием Заварина, вошли в боевую историю Балтийского флота.
На рассвете 13 июля 1941 года командованием были получены сведения о движении крупного вражеского конвоя с войсками из Клайпеды в Ригу. В Ирбенском проливе конвой был атакован нашими торпедными катерами и понес значительные потери. Однако уцелевшие корабли и транспорты продолжали движение в назначенный порт. Довершить разгром, этого конвоя было поручено летчикам морской авиации. Заварин прокладывал курс бомбардировщику, управляемому младшим лейтенантом Муравьевым. Несмотря на низкую облачность, штурман точно вывел самолет на цель и бомбометанием с пикирования уничтожил вражеский транспорт водоизмещением 6000 тонн.
Боевые вылеты Заварина на минные постановки в военно-морских базах Котка, Таллин и Рига, а также на уничтожение кораблей и транспортов противника в море и портах, были связаны с большим риском для жизни, требовали от штурмана высокого воинского мастерства.
23 июня 1944 года минно-торпедному полку была поставлена задача – нанести удар по боевым кораблям противника в порту Палдиски. Самолет подполковника И.Н.Пономаренко и майора Г.А.Заварина шел ведущим. Условия
полета были сложными: грозовые облака, дождь, плохая видимость. Заварин точно вывел бомбардировщик на цель. Зенитные орудия противника открыли огонь, и, казалось, не было возможности снизиться для прицельного сбрасывания торпеды. Однако экипаж. Умело применяя противозенитный маневр, топ-мачтовым ударом потопил вражеский миноносец типа «Теодор Ридель».
5 июля 1944 года в составе того же экипажа Заварин дважды вылетал на уничтожение боевых кораблей противника в Нарвском заливе и точными ударами потопил сторожевой катер и транспорт.
В связи с продвижением советских войск на запад противнику все труднее ста6новилось пользоваться морскими сообщениями в северной части Финского залива. Стремясь прикрыть свою шхерную коммуникацию Котка – Выборгский залив от ударов нашей авиации, враг усилил свою группировку истребителями. На рейд Котка пришел крейсер противоздушной обороны «Ниобе». Чтобы уничтожить его, военно-воздушные силы Балтийского флота 16 июля 1944 года совершили на Котку налет, в котором участвовало 132 самолета. Вначале штурмовики атаковали зенитные средства врага. Затем 28 пикирующих бомбардировщиков нанесли удар по крейсеру и повредили его. После этого звено бомбардировщиков, возглавляемое подполковником Пономаренко и флаг-штурманом Завариным, сбросило на крейсер 6 тысячекилограммовых бомб и потопило его. Командир экипажа И.Н.Пономаренко за этот подвиг был удостоен звания Героя Советского Союза, а майор Г.А.Заварин – ордена Красного Знамени.
Осенью 1944 года советские войска развернули бои по очищению от врага Прибалтики. 22 сентября Заварин совершил 2 боевых вылета и потопил два крупных транспорта, а 29 сентября пустил ко дну еще один транспорт противника. При возвращении с задания самолет попал в густой туман и в районе Копорского залива потерпел катастрофу. Экипаж, в состав которого входил майор Г.А.Заварин, погиб.
В деревне Губаницы Волосовского района Ленинградской области установлен мемориал в память о летчиках 51 минно-торпедного авиационного полка и моряках Балтийского флота. Увековечены имена 44 воинов, среди которых 3 Героя Советского Союза: гвардии старший лейтенант И.К. Сачко, командир эскадрильи И.В. Тихомиров. Флаг-штурман полка Г.А. Заварин.
Герой Советского Союза (6 марта 1945, посмертно) — за 27 боевых вылетов на самолёте-торпедоносце и потопление 5 транспортов и 3 боевых кораблей противника.
Орден Красного Знамени (1944).
Медаль «За оборону Ленинграда».
Литература:
Герои Советского Союза, Краткий биографический словарь, М., Воениздат.1987.
Буров А.В. Твои герои, Ленинград. Л., Лениздат.1970.
Румянцев М.Н. « Люди легендарного подвига». Саратов. 1968
«Подступы к Ленинграду защищал наш славный земляк из села Сластуха Герой Советского Союза Г.А.Заварин. Войну он встретил на Балтийском море. Служил штурманом на самолете – торпедоносце. Мастерски наносил торпедные удары по кораблям противника в Рижском, Финском заливах, других местах Балтийского моря… Из Клайпеды вышло несколько крупных транспортов с вражескими войсками. Их сопровождал конвой. Немцы должны были высадиться в Риге. Узнав об этом, командование Балтийского флота направило торпедные катера. В Ирбенском проливе наши моряки атаковали конвой, нанесли ему ощутимые потери, но полностью разгромить не смогли и уцелевшие транспорты продолжили путь к Риге. Применили морскую авиацию. Заварин точно вывел самолет на цель и транспорт водоизмещением в шесть тысяч тонн пошел ко дну… Для нанесения удара по кораблям Григорий Антонович часто вылетал на установку в базах Котка, Рига, Ревень, Таллин и другие места… Минно-торпедному полку поставили задачу – нанести удар по кораблям противник в порту Палдиски. Самолет Заварина был ведущим. Он вывел самолет на цель… Врагу был нанесен серьезный урон. Двадцать третьего июня 1944 года Заварин потопил вражеский миноносец «Теодор Ридель». Пятого июля этого же года были уничтожены в Нарвском заливе сторожевой катер и транспорт. За несколько месяцев до выхода Финляндии из войны противник решил укрепить свои противовоздушные силы в районе Котка – Выборгский залив. Увеличили число истребителей, на рейд пришел крейсер противовоздушной обороны «Ниобе». Для его уничтожения наши послали сто тридцать два самолета. Были уничтожены зенитные установки на берегу, повредили крейсер. После этого звено бомбардировщиков под командой подполковника Пономаренко и майора Заварина сбросили на «Ниобе» шесть тысячекилограммовых бомб и потопили крейсер. Возвращаясь с задания, самолет Заварина из-за густого тумана потерпел катастрофу. Экипаж погиб. Это произошло двадцать девятого сентября 1944 года. Нашему земляку посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Материал взят из статьи А.Мурнаева /краевед/ «На Поклонной горе». «Слава труду» № 46 от 7 июня 1996г.
Григорий Дмитриевич Ермолаев, гвардии младший лейтенант, командир танка 28-й Отдельной гвардейской танковой Лиозненской бригады, родился в 1924 году в д.Никандровка Екатериновского района Саратовской обл. в семье крестьянина – бедняка. Русский, член ВЛКСМ с 1941 года. Окончил 8 классов средней школы. До призыва на военную службу работал шофером в колхозе. В сентябре 1942 года был мобилизован в Советскую Армию. После окончания танкового училища уходит на фронт. С октября 1943 года до дня гибели – 25 июня 1944 года – сражался с немецко-фашистскими захватчиками на Калининском и 3-м Белорусском фронтах. Принимал участие в освобождении Смоленской области и Белоруссии.
Наступление войск 3-го Белорусского фронта под Витебском началось 23 июня 1944 года мощной артиллерийской и авиационной подготовкой. Оборонительные сооружения противника были разрушены, артиллерийские и минометные батареи подавлены. Пехота и танки встретили незначительное сопротивлением гитлеровцев и быстро преодолели главную полосу обороны. Затем танкисты вырвались вперед. Преследуя врага, танк младшего лейтенанта Ермолаева первым вышел к реке Лучесе. По мосту в районе Селюты уходили на запад гитлеровские обозы, автомашины, мотоциклисты, пехоты. Ермолаев решил захватить переправу. Он открыл огонь по отходящей вражеской колонне, поджег две автомашины, раздавил три повозки. Среди гитлеровцев поднялась паника. Пехота бросилась в лес, оставшиеся автомашины уходили на увеличенной скорости. Пользуясь замешательством противника, Ермолаев захватил переправу и удерживал ее до подхода основных сил 1-го батальона. В первый день наступления наши части южнее Витебска прорвали оборону противника на глубину 10 – 11 километров и до 50 километров по фронту. Это был серьезный успех.
Подтянув на угрожаемое направление свои резервы, гитлеровцы предприняли отчаянную попытку остановить продвижение советских войск, не допустить окружения своей витебской группировки. На рассвете 24 июня они контратаковали наши передовые подразделения у села Шилки и несколько оттеснили их с достигнутого накануне рубежа. Сопротивление противника было сломлено только во второй половине дня, когда на помощь передовым отрядам подошли артиллерия и основные силы танковой бригады под командованием полковника Ковалева.
25 июня экипаж Ермолаева, действуя в составе своей роты, первым достиг шоссе Витебск – Лепель и устремился к переправе через Западную Двину в районе д.Якуши. Со стороны Жауры к мосту двигались отступающие части противника. «Тридцатьчетверка» пристроилась в хвост вражеской колонны и в упор стала расстреливать самоходки, тягачи с зенитными пушками и автомашины. В жарком бою экипаж Ермолаева уничтожил 3 самоходки, 8 орудий, 20 автомашин, 25 повозок с грузами и около 120 солдат и офицеров противника.
Разгромив вражескую колонну, танкисты вышли к переправе через Западную Двину. Доложив по радио о своих действиях, командир передового отряда, Ермолаев получил приказ удерживать мост, во что бы то ни стало. Заняв оборону, танкисты вступили в бой с отходящими частями гитлеровцев, предпринявшими попытку вернуть переправу. Первая контратака фашистов была отбита. Определив, что перед ними всего лишь один танк, гитлеровцы бросились в новую атаку. Однако Ермолаев и его товарищи и на этот раз остановили противника. Тогда гитлеровцы окружили смельчаков и стали забрасывать машину ручными гранатами.
Поединок героического экипажа с превосходящим противником продолжался три часа, до подхода нашей пехоты. При отражении последней, десятой контратаки Г.Д.Ермолаев погиб смертью храбрых. В тот же день он с воинскими почестями был похоронен в д.Новка Витебского района. В дер. Узварцы Витебского р-на Витебской обл. в честь героя установлен обелиск.( источник- сайт « Дорогами войны: Витебский район)
Звание Героя Советского Союза Григорию Дмитриевичу Ермолаеву присвоено посмертно 24 марта 1945 года за отвагу и мужество, проявленные в боях по окружению и ликвидации витебской группировки противника.
Литература :РумянцевН.М. « Люди легендарного подвига», Саратов. 1968.
Герои Советского Союза: краткий биографический словарь. Т1. М.: Воениздат. 1987.